Вегетарианство в ведической культуре Индии

  • на Vanamali
  • 19 Июль, 2005
  • Комментарии к записи Вегетарианство в ведической культуре Индии отключены

Но в основе кулинарной традиции, о которой пойдет речь, лежат представления о том, что пища, употребляемая человеком, оказывает влияние не только на его физическое состояние, но и на умственные способности, нравственные и духовные качества. («Человек есть то, что он ест»). Эта кулинарная традиция является неотъемлемой частью ведической культуры — древнейшей культуры человека и неприходящие ценности этой культуры, как в зеркале, отразились в ведической кулинарии (так же, как ценности нашей культуры, хотим мы этого, или не хотим, запечатлены в таких «достижениях» современного кулинарного искусства, как «Завтрак туриста», цыпленок табака или макдональдовский гамбургер). Известно, что «путь к сердцу мужчины лежит через его желудок». Рецепты же ведической кулинарии, и, главное, философия питания, лежащая в их основе, помогут найти путь к сердцу любого человека и, прежде всего, к своему собственному. Главное достоинство пришедшей в Россию ведической кулинарии в том, что на примерах разных блюд она знакомит нас с практически неизвестными у нас кулинарными приемами, испокон веков применяющимися в ведической кухне, рассеивает укоренившееся в обществе представление о вегетарианстве, как об искусственно обедненной, удручающе однообразной диете. Люди ведической культуры практически не употребляли в пищу мяса. Употребление мяса распространилось в Индии лишь с приходом иноземных завоевателей: Моголов, пришедших из Персии в шестнадцатом веке, португальцев, правивших Гоа в течение четырех веков, и, наконец, британских колонизаторов. Однако, несмотря на то, что в течение многих веков Индия находилась под властью людей, питающихся мясом, огромное число индийцев по-прежнему являются строгими вегетарианцами.

Индия испокон веков была страной вегетарианцев, поскольку, согласно ведическим представлениям, жизнь любого существа свящанна и ничем не оправданное убийство невинных созданий является грубым нарушением законов Бога.

По ведическим представлениям, истинным вегетарианцем является тот, кто не есть ни мяса, ни рыбы, ни яиц. Если человек отказывает ся от мяса, но употребляет в пищу яйца или рыбу, его нельзя считать вегетарианцем в полном смысле этого слова, поскольку он питается плотью, хотя она может быть скрыта, как в яйцах, под известковой скорлупой.

Слово «вегетарианец», введенное в обиход в 1842 году основателями «Британского вегетарианского общества», происходит от латинского veqetus, что означает «крепкий, здоровый, свежий, бодрый», как в словосочетании homo veqetus, которое указывает на духовно и физически развитую личность. Изначально слово «вегетарианский» означало гармоничный с философской и нравственной точки зрения образ жизни, а не просто фруктово-овощную диету.

Большинство вегетарианцев — это люди, которые поняли, что сначала нужно избавиться от склонности к насилию в собственном сердце, и только потом помышлять о создании миролюбивого общества. Поэтому нет ничего удивительного в том, что многие тысячи людей, представителей всех слоев общества, в своих поисках истины становились вегетарианцами. Вегетарианство — это очень важный шаг на пути к совершенному обществу, и те, кто задумается над его преимуществами, окажутся в одном ряду с такими мыслителями, как Пифагор, Сократ, Платон, Климент Александрийский, Плутарх, царь Ашока, Леонардо да Винчи, Монтень, Акбар, Джон Мильтон, сэр Исаак Ньютон, Эммануэль Сведенборг, Вольтер, Жан-Жак Руссо, Джордж Бернард Шоу, Рабиндранат Тагор, Махатма Ганди, Альберт Эйнштейн.

Каковы же преимущства вегетарианства? В современном обществе, независимо от месторасположения эти преимущества можно рассмотреть с точки зрения здоровья, экономики, этики, религии и кармы.

Можно ли, став вегетарианцем, укрепить или поправить свое здоровье, предотвратить определенные заболевания? Сторонники его уже много лет говорят: «Да, можно», хотя до недавнего времени официальная наука скептически относилась к их утверждениям. Однако за последние годы ученые-медики обнаружили, что существует непосредственная связь между употреблением в пищу мяса и такими опасными болезнями, как рак и сердечно-сосудистые заболевания, и это заставило их изменить свои взгляды на вегетарианство.

Еще в 6О-х годах ученые высказывали предположения, что развитие атеросклероза и болезней сердца так или иначе связано с употреблением мясной пищи. В «Журнале Америнской ассоциации врачей» за 1961 год сказано: «Переход на вегетарианскую диету в 90-97% случаев предотвращает развитие сердечно-сосудистых заболеваний». Проводимые с тех пор исслеования неопровержимо доказали, что после алкоголизма и курения употребление в пищу мяса является главной причиной смертности в Западной Европе, США, Австралии и других развитых странах мира.

Каковы причины того, что люди, употребляющие в пищу мясо, склонны к этим заболеваниям? Одна из причин, по мнению биологов и диетолгов, заключается в том, что пищеварительный тракт человека не приспособлен к перевариванию мяса. Плотоядные животные имеют сравнительно короткий кишечник (в 3 раза длиннее тела), что позволяет своевременно выводить из организма быстро разлагающиееся и выделяющее токсины мясо. Человек, как и травоядные, имеет длинный кишечник, поэтому, когда он ест мясо, в его организме образуются токсины, которые затрудняют работу почек и способствуют развитию подагры, артритов, ревматизма и даже рака.

Кроме того, мясо обрабатывают специальными химикатами. Сразу же после того, как животное забивают, его туша начинает разлагаться, и через несколько дней она приобретает отвратительный серо-зеленый цвет. На мясокомбинатах такое изменение цвета предотвращают, обрабатывая мясо нитратами, нитритами и другими веществами, которые способствуют сохранению ярко-красного цвета мяса. Исследования показали, что многие из этих химических веществ обладают концерогенными свойствами. Проблема еще больше усугубляется тем, что в пищу скоту, который предназначен на убой, тоже добавляют огромное количество химических веществ. Гэри и Стивен Налл в своей книге «Яды в вашем организме» приводят такие факты. «Убойных животных откармливают, добавляя им в корм транквилизаторы, гормоны, антибиотики и 27ОО других препаратов». После таких фактов естественным будет вопрос: «Разве для человека не естественно питаться мясом? Разве наш организм не нуждается в белке животного происхождения?». Ответ на оба вопроса: нет. Хотя некоторые историки и антропологи утверждают, что человек испокон веков известен, как существо всеядное, наше анатоническое строение — зубы, челюсти и система пищеварения — более приспособлено к употреблению вегетарианской пищи. Знаменитый шведский ученый Карл Линней утверждал: «Сравнительный анализ внешнего и внутреннего строения тела человека и животных доказывает, что естественной пищей для людей являются фрукты и сочные овощи. Благодаря исследованиям, проведенным в ряде стран, достоверно, что ежедневная норма белка составляет не более 30-45 г. Чтобы ее получить, совсем не обязательно есть мясо. Полноценная вегетарианская диета, состоящая из злаков, бобовых, орехов, овощей и фруктов вполне обеспечивает человека необходимым количеством белка. Избыточное потребление белка снижает работоспособность. Доктор Ирвинг Фишер из Йельского университета экспериментально доказал, что вегетарианцы имеют вдвое большую выносливость.

С точки зрения экономики, мясо — это пища, которую потребляет меньшинство за счет большинства.

В своей книге «Диета для маленькой планеты» Франк Мур Лаппе предлагает нам представить, что мы сидим перед тарелкой с большим бифштексом. А теперь представьте, что в этой же комнате сидит 40-50 человек, и перед каждым из них — пустая тарелка. Зерна, потраченного на один ваш бифштекс, вполне хватило бы, чтобы наполнить тарелки всех пятидесяти человек кашей.

Итак, выборочное обследование нью-йорских магазинов, проведенное в январе 1986 года, показало, что килограмм говяжьего филе стоит около восьми долларов, тогда килограмм вегетарианских продуктов, из которых можно приготовить питательный и очень вкусный завтрак или обед на целую семью, стоит в среднем меньше четырех долларов. Так, например, 2ОО грамм творога, в котором содержится 6О процентов дневной нормы белка стоит всего 6О центов.

По мнению многих, самым важным аргументом в пользу вегетарианства являются этические соображения. Те, кто становится вегетарианцем из этических соображений, основываются на убеждении, что другие создания также имеют чувства и испытывают эмоции, сходные с эмоциями человека. Многие люди не колеблясь отказались бы от мясной пищи, если бы им довелось побывать на бойне или пришлось бы самим убивать животных, мясо которых они едят. Поэтому было бы очень полезно сделать посещение скотобоен обязательным для всех, кто питается мясом.

Знаменитый математик древности Пифагор говорил: «Братья мои, не оскверняйте свое тело греховной пищей. У нас есть пшеница, у нас есть яблоки, под тяжестью которых сгибаются ветви яблонь, и виноград, наливающийся на лозах. Есть душистые травы и овощи, которые можно готовить на огне, не отказано нам в молоке и меде, пахнущем чабрецом. Земля щедро дарует нам свои сокровища, предоставляя чистую пищу, и приглашает нас на пиршество, которое не омрачено кровопролитием, только звери утоляют свой голод плотью, и то не все из них, ведь лошади, коровы и овцы кормятся травой».

Лев Толстой писал, что, убивая животных ради пропитания, «человек подавляет в себе духовные чувства-сострадания и жалость к другим живым существам, подобным ему, — сострадание и жалость к другим живым существам, подобным ему, — и перетирая через себя, ожесточаем свое сердце». Он также предупреждал: «Как можно надеяться, что на земле воцарится мир и процветание, если наши тела являются живыми магилами, в которых погребены убитые животные?».

Утрачивая уважение к жизни животных, люди перестают ценить и человескую жизнь. 26ОО лет назад Пифагор говорил: «Те, кто убивает животных для того, чтобы есть их плоть, могут не задумываясь уничтожать и себе подобных». Мы стремимся вражеских орудий, бомб и ракет, но спокойно закрываем глаза на смертную боль и ужас, которые испытывают ежегодно убиваемые для нашего пропитания полтора миллиарда коров, овец и свиней и двадцать два с половиной миллиарда птиц.

Махатма Ганди считал, что этические принципы являются более веским основанием для того, чтобы стать вегетарианцем, чем забота о собственном здоровье. «Я убежден, — писал он, — что если мы стремимся к духовному совершенствованию, то должны прекратить убивать наших меньших братьев ради удовлетворения своих физических потребностей». Ему же принадлежит изречение: «О величии страны и ее нравственном состоянии можно судить по тому, как в ней относятся к животным.

Писания всех основных религий запрещают человеку без необходимости убивать другие живые существа. В Ветхом Завете говорится: «Не убий» (Исход, 2.13). Хотя в Ветхом Завете есть ряд предписаний, регламентирующих употребление в пищу мяса, все же не оставляет сомнений, что в идеале человек должен питаться только вегетарианской пищей. В Книге Бытия (1.29) Сам Господь говорит: «Вот, Я дал вам всякую траву, и всякое дерево: вот сие будет в пищу». Всюду, где в Великом Завете говорится об употреблении мяса, речь идет о многочисленных запретах и ограничениях.

Большинство христиан убеждено, что Иисус Христос ел мясо, о чем упоминается в нескольких местах Нового Завета. Для многих из них это является серьезным доводом против вегетарианства. Однако изучение оригинальных греческих рукописей показывает, что множество слов (trophe, brome и др.) переводимых обычно как «мясо», на самом деле обозначает пищу или еду в самом широком смысле слова. В Евангелии от Луки (8.55), например, мы читаем, что Иисус воскресил женщину из мертвых и «велел дать ей мяса». Но греческое слово phado, переведенное здесь как «мясо», на самом деле означает «есть».

Человек, питающийся плотью животных, может сказать, что он никого не убивает. Но на самом деле, покупая аккуратно упакованное мясо в магазине, он платит свои деньги за то, чтобы кто-то другой вместо него совершил это убийство. В результате оба: и тот, кто убивает, и тот, кто платит, — навлекают на себя все последствия. Что же это как не лицемерие — участвовать в демонстрации в защиту лица, а после нее уталять свой голод в закусочной бутербродом с кобласой или поджаривать дома бифштекс? Это двуличие осудил Бернард Шоу:
Мы молим Бога озарить нам путь:
«Даруй нам свет, в всеблагой Господь!»
Кошмар войны нам не дает уснуть,
Но на зубах у нас животных мертвых плоть.

Индия — родина не только вегетарианской кухни, но и науки о здоровом образе жизни — Аюрведы. «Аюрведа» считается самым древним из всех известных трактатов по биологии, этике, медицине и питанию. «Древнее» не значит «примитивное»: некоторые предписания «Аюрведы» пополнят нам положения современной диетологии или просто общепринятые правила, основанные на здравом смысле.

Правильное питание важно по двум причинам. Помимо того, что оно является одним из необходимых условий физического здоровья (переедание, принятие пищи в возбужденном состоянии и употребление нечистой пищи вызывают, как известно, несварение желудка — «мать всех болезней»).

А вот несколько полезных советов, касающихся правильного питания, которые взяты из «Аюрведы» и других писаний:

1. Одухотворите процесс приема пищи: «Благавад-гита» (17.8-10)
делит пищу на три вида: пищу в гуне благости, страсти и в невежестве. «Пища в гуне благости [молочные продукты, злаки, фрукты и овощи] увеличивает продолжительность жизни и очищает человека, она дает силу, здоровье. Эта пища сладкая, сочная, маслянистая и вкусная».

Слишком горькая, соленая, острая, сухая и горячая пища относится к гуне страсти и является причиной страданий. А «нечистая, гнилая и дурно пахнущая пища», такая, как мясо, рыба. птица и тому подобное, относится к гуне невежества.

2. Ешьте всегда в одно и то же время. Старайтесь, чтобы основной прием пищи приходился на полуденные часы, когда солнце стоит в зените, потому что именно в это время переваривание пищи происходит наиболее активно. После легкого завтрака до следующего приема пищи должно пройти по меньшей мере три часа, а после плотного обеда — пять.

3. Принимайте пищу в спокойной и приятной обстановке. Хорошее расположение духа помогает пищеварению. Пища — это божественный дар, поэтому ее следует готовить, подавать и вкушать с радостью и благовением.

4. Учитывайте сочетаемость продуктов. Совмещать в один прием пищу можно только те продукты, которые подходят друг к другу, легко перевариваются вместе и хорошо усваиваются. Рис и другие злаки хорошо сочетаются с овощами. Молочные продукты, такие, как творог, йогурт, сочетаются со злаками и овощами, но свежее молоко и овощи несовместимы, так же как и молоко с бобовыми.

5. Ешьте умеренно. Наша энергия и сила зависят не от того, сколько мы едим, а от того, насколько хорошо усваивается съеденная нами пища. для нормального переваривания пищи нужно, чтобы в желудке оставалось свободное пространство. Из-за переедания же ум приходит в возбужденное состояние или становится вялым, а тело наливается тяжестью и усталостью.

6. Бережливо расходуйте пищу. В священных писаниях говорится, что в дни нужды нам не хватает ровно столько пищи, сколько мы выбросили в дни изобилия. Готовя или принимая пищу, будьте экономны и старайтесь не переводить продукты.

7. Поститесь время от времени. Согласно «Аюр-веде» пост укрепляет силу воли и здоровья. К тому же периодическое голодание дает отдых пищеварительной системе, благодаря ему чувства становятся более восприимчивыми, а ум проясняется.

Большинство приведенных правил вполне годятся и сегодня. Прошли столетия… сменились поколения. Но чтобы ни делал каждый из нас, мы всегда должны помнить, что нас окружают другие люди, наши близкие, друзья. И мы должны всегда вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с нами. Постоянно помнить об окружающих — именно в это и заключается подлинная вежливость и подлинное воспитание.

 

Рейтинг@Mail.ru